нулевая (к)мната 2022
«Мечта и безумный энтузиазм»: о жизни альтернативного комиксшопа в России


Текст: Александра Новикова

Редактор: Анастасия Тихомирова


20 декабря 2022

В 2018 году Антон Котов перед чемпионатом мира по футболу открыл магазин с комиксами «Книжки с картинками». Позже, в разгар пандемии, он же создаст издательство Alpaca с нестандартными альтернативными комиксами.


Поговорили о любви к комиксам и ведении сложного бизнеса с создателем комиксшопа Антоном Котовым, и главредом издательства Дмитрием Чиновым.

В 2018 году Антон Котов перед чемпионатом мира по футболу открыл магазин с комиксами «Книжки с картинками». Позже, в разгар пандемии, он же создаст издательство Alpaca с нестандартными альтернативными комиксами.


Поговорили о любви к комиксам и ведении сложного бизнеса с создателем комиксшопа Антоном Котовым, и главредом издательства Дмитрием Чиновым.

Комиксы сегодня – это доживание эпохи или рождение новой волны интереса? Как сейчас развивается спрос на покупку комиксов.
(Дмитрий)
— Мне кажется комиксы, как и любой другой устоявшийся вид искусства, безусловно будет жить, трансформироваться, развиваться. Если для кого-то комиксы – это только MARVEL, то да, можно проанализировать тенденции роста или падения. Для меня это нечто большее. Ситуация сейчас крайне шаткая, да и последние годы тоже была та ещё турбулентность, так что комикс живёт себе спокойно от очередного бума до очередного упадка. Главное, что живёт!
О чём магазин «Книжки с Картинками» и издательство Alpaca?
(Дмитрий)
— В магазине «Книжки с Картинками» всегда был вектор на максимально широкий ассортимент. У нас есть все главные новинки, локальные издательства, самиздат. Однако если говорить о топах продаж, то у нас это почти всегда был MARVEL, его зарубежная альтернатива и иногда европейские комиксы.

Издательство Alpaca всегда было нацелено на издание альтернативы и авторских комиксов с интересными темами – то, что кроме нас никто бы не издал. Высокие продажи, как можно догадаться, не являются нашей главной целью.
Как всё начиналось?

(Антон)
— В 2018 году вовсю занимался текстовыми книгами через онлайн. Очень хотелось открыть специализированный книжный магазин в Москве, я как раз уволился с основного места работы и высвободилось много свободного времени. Показалось, что комиксшоп – интересная идея. Когда был в Европе, заходил в такие места и думал «как круто, хочу так же». Первые траты на магазин были из личных накоплений и составили порядка миллиона рублей.

(Дмитрий)
— Антон является основателем и магазина, и издательства. Я же присоединился не сразу, в 2019 году. Совершенно случайно устроился продавцом без каких-то особых знаний и опыта. Но всё это безумно затянуло. Комиксы полюбил страшно, погрузился с головой и вот, до сих пор не отпускает. Хотя по образованию я юрист, магистр. Но сейчас все время отдаю комиксам, созданию и изданию.

Какие проблемы возникли в сфере продаж комиксов в 2022 году?
(Дмитрий)
— Продажи падают, зарубежные издательства уходят, людям зачастую не до книжек с картинками. Сейчас стараемся держаться на плаву, искать новые решения, ни в коем случае не останавливаться и продолжать работу. Пока получается.
С чем столкнулись при запуске своего дела?
(Антон)
— Место у нас в оффлайне не самое очевидное, изначально не знали, как правильно рекламироваться, делали ошибочные шаги. Но в итоге сформировался костяк команды, и мы все преодолели. Главное – это люди, заинтересованные, знающие и любящие комиксы. В плюс нам удалось выйти через два года.
Сегодня главная проблема – держать полный ассортимент комиксов в наличии, так как 2/3 комиксов покупают в лучшем случае 1-2 раза в год. Для поддержания полного ассортимента тратится существенная часть бюджета, которая очень долгое время просто не возвращается. Также цены выросли после ковида, а теперь – тем более. Само собой, дорожает печать, дорожают сами книги у издателей и в магазинах.
Насколько сложно было просчитать бизнес-модель магазина и издательства в связи с особенностями ниши рынка?
(Антон)
— Честно говоря, толком никак не рассчитывалось, было стойкое ощущение, что это нужно делать вот так и никак иначе. И что будет очень сложно. Мы подсмотрели некоторые особенности у других издательств, но в итоге у нас свой путь и свои сложности. Это касается и магазина, и издательства. Последнее вообще открылось в самый разгар пандемии, когда все это только началось. Каждый год какие-то удивительные испытания на прочность, беспрецедентные.
Как работает издательство «Альпака»?

(Дмитрий)
— Издательство выпускает свои комиксы, а также покупает права на печать. На зарубежные комиксы покупается лицензия и материалы, – схема одинаковая меняются только отдельные условия и цены. В случае с отечественными, работа в основном идёт напрямую с автором. Что-то делаем с нуля, где-то берем уже готовые комиксы.
Отличия ведения продаж на онлайн-площадке и в магазине оффлайн?
(Антон)
— В онлайне самое главное – реклама, качество доставки, удобство сайта. В оффлайне – продавец, продавец и еще раз продавец. Безусловно, будущее за онлайн-торговлей. Но цените и поддерживайте локальные комиксшопы.

Если говорить про механизмы, всегда лучше продажа в своем магазине или сайте. Нам это очень помогает, издательство с магазином работают в симбиозе отличном. Маркетплейсы берут существенную маржу, и в лучшем случае там прибыли будет 10%. Книги нашего издательства есть в каждом крупном магазине комиксов и представлены на маркетплейсах «Лабиринт», «Читай-город», OZON, Wildberries, «Яндекс-Маркет».
Не возникало ли перенасыщение комиксами после такого большого личного пути в деле становления продаж?

(Антон)
— Нет. То, что мне не интересно – не читаю. Но аннотацией и историей создания пристально интересуюсь у каждой новинки.

(Дмитрий)
— Комиксы занимают 99% жизни. Личная жизнь на втором плане, сон на третьем, все остальные увлечения на десятом. Обычная ситуация – проснулся часов в 10 и за работу, за решением всяких оперативных задач по издательству и магазину просидел до вечера. Поужинал, вернулся домой и думаешь: ну всё, пора бы и отдохнуть. Садишься писать сценарий своего комикса. Но именно читать комиксы чисто ради удовольствия стал в разы реже за последний год-два, это точно.
Самый популярный и продаваемый комикс за последний год?
(Дмитрий)
— Одной из главных фишек нашего магазина является мощная акционная подборка – огромное количество постоянных больших скидок и регулярные акции. Так что в топах продаж будет какой-нибудь «Первородный Грех» от Marvel. Если говорить о нашем издательстве, то безусловными хитами продаж являются «Лунный Рыцарь» Джеффа Лемира и недавний комикс «Множество смертей Лейлы Старр».
Самый любимый комикс?
(Антон)
— Девиз нашего издательства «Мы выпускаем то, что сами хотим почитать», у меня зачастую так и происходит. Поэтому назову три находки нашего издательства, которые больше всего понравились именно мне: «Картон», «Кольцо Тьмы» и «Илья Муромец. Песнь Соловья».

(Дмитрий)
— Мой топ-3 прямо сейчас из того, что первым пришло в голову: «Графство Эссекс», «Daytripper. Мечтатель», «Город Грехов».

читайте также