«Аперитив и аккомпанемент»: как галерея llil.space развивает современное искусство в Ростове-на-Дону


Текст: Алиса Гранова

Редактор: Анастасия Тихомирова


8 сентября 2022

Сколько стоит показать современное искусство? Почему не выставка красит место, а место 一 выставку? Всплывающая галерея llil.space в Ростове-на-Дону отвечает на эти вопросы своим примером 一 через трёхмерное восприятие пространства и экспозиций «чистой крезы» от приглашённых художников с мировым именем. Мы поговорили с её сооснователем Олегом Устиновым о выставке икон, работах внука Сталина, вышивках из ЖЭКа и о том, почему к современному искусству относятся несерьёзно.

Сколько стоит показать современное искусство? Почему не выставка красит место, а место 一 выставку? Всплывающая галерея llil.space в Ростове-на-Дону отвечает на эти вопросы своим примером 一 через трёхмерное восприятие пространства и экспозиций «чистой крезы» от приглашённых художников с мировым именем. Мы поговорили с её сооснователем Олегом Устиновым о выставке икон, работах внука Сталина, вышивках из ЖЭКа и о том, почему к современному искусству относятся несерьёзно.

Родом из 2000-х
Олег родился в простой семье, и с детства тянулся к карандашам и бумаге — хотелось ясно оформлять образы в голове. «Было такое состояние, когда понимаешь 一 ты должен заниматься искусством, потому, что не можешь им не заниматься», — поделился Олег.

В промежутке между школой и университетом Устинов работал музыкальным промоутером, арт-директором, организатором вечеринок.

«2000 были голодные 一 отчаянные, злые. Хотелось больше самовыражения», — вспоминает Олег. Ситуация в «нулевых» сильно угнетала Устинова 一 после развала Советского Союза жизнь резко сместилась в сторону бесконтрольного потребления.
О формате
pop-up галереи
Пять лет существования «Жабы и Чорта» подарило Олегу портфолио художника со смелым и критическим взглядом на искусство. С этим бэкграундом он поступил в московскую Школу Родченко.

В начале 2000-х в Ростове-на-Дону напрочь отсутствовали места, где могли бы выставляться молодые талантливые художники. Участники «Жабы и Чорта» находили необычные места для выставки 一 здания театров, неиспользуемые офисные помещения и заброшенные объекты. Постоянный поиск места для экспозиции и бедное визуальное пространство Ростова стали одной из причин к созданию своего места для выставок в будущем. От задумки до воплощения ушло 7 лет.

Pop-up галерея не привязана к месту и времени. Она может возникать стихийно 一 там, куда лучше всего впишется экспозиция художника. Такой формат выбран неслучайно 一 минимум затрат, максимум впечатлений.

Представьте, вы идёте на выставку 一 полны предвкушения, воображаете, что переступаете порог храма искусства под красивой вывеской. Вход через типичный российский подъезд. Интуиция подсказывает 一 за дверью арт-квартирник.

Но внутри вас встречает переделанная под «белый куб» квартира. Переступаете порог, а там десятки светильников, паркет «елочкой» и картины. Щелчок, ещё щелчок 一 и ваше восприятие меняется.
Любовь Кулик, XXXExpansión, 2019
Вышивка в ЖЭКе: образы и сезоны llil.space
Место для открытия первого сезона llil.space нашли сразу 一 это было помещение, принадлежавшее лично Олегу. Быстро сделали ремонт 一 побелили стены, уложили пол. Устинов утверждает 一 открыть галерею недорого, дорого организовать процесс. Но художники 一 не самая финансово стабильная категория людей искусства.

Олег верит в случайности 一 и неспроста. Совершенно случайным образом были открыты вышивки абстрактной художницы из Чечни Любови Кулик.

Работы Кулик скромно висели в тамбуре ростовского офиса домоуправления, в чьем доме планировалось открытие первой выставки llil.space. Через 4 месяца вышивки художницы открыли второй сезон галереи, ещё через год 一 были продемонстрированы новые работы.

В первом сезоне llil.space открывала публике исключительно современных мастеров, связанных с Ростовом. Но несмотря на успех, Олег остается недовольным уровнем культуры в городе.

Относятся так 一 «аперитив и аккомпанемент». Такая горькая ирония 一 искусство остается на вторых ролях, для украшения главного события. Проводится какой-нибудь музыкальный фестиваль и там картины надо развесить на стенах. При таком потребительском отношении зрительские установки не сбиваются и волшебного щелчка не происходит.
Яков Джугашвили и София Жозеф-Ру, 2018
Изюминка первого сезона. Правнук Сталина и француженка с русскими корнями
Первая выставка llil.space открылась громко 一 с абстрактных работ Якова Джугашвили, правнука Сталина. В экспозиции были представлены его работы вместе с французской художницей Софией-Жозеф Ру. И это был колоссальный успех с точки зрения маркетинга.

«Я наткнулся на Джугашвили совершенно случайно 一 читал очерки о революции и сталинском режиме. Потомок “отца народа” 一 и вдруг пишет абстрактные пейзажи. Морские. Свободные и гордые».

София Жозеф-Ру на таком богатом историей фоне невольно отошла на второй план. Хотя, признается Олег, её работы поражают воображение не меньше. Есть мнение, что предки художницы 一 потомки белого офицера, бежавшего во Францию из Ростова.

Aladdin Kebab, групповая выставка под кураторством TZVETNIK, 2021
Второй сезон и выставка «III»
Во втором сезоне основатели столкнулись с неоправданными ожиданиями. Зрители приходили в галерею, но не предполагали, что художник выставляет только определённые работы 一 не те, что мелькали на постах llil.space в социальных сетях. И часто в воздухе повисал вопрос «А что 一 это всё? А где ещё?»

Отвечая на вопрос зрителя, галерея анонсирует второй сезон не менее громко: экспозиция Ивана Горшкова «Все все все и это еще не все!», групповая выставка Aladdin Kebab под кураторством TZVETNIK, и работы Сергея Браткова.

Все они 一 художники с большим именем в России. Особенной выставкой Олег считает экспозиции Сергея Браткова. Двукратный участник Венецианской биеннале выразил признательность Ростову через образ скульптуры крокодила с городской площади.
Сергей Братков, НЕ ПРО ПАСТЬ, 2021
Его работы несут в себе посыл 一 искусство необязательно должно находиться под стеклом в белой комнате. Оно может быть где угодно, в любом пространстве. Этот постулат Устинов понял ещё в школе Родченко, где Сергей Братков преподает фотографию, скульптуру и видео.

Иван Горшков, в свою очередь, лауреат XV Государственной премии в области современного искусства «Инновация» в номинации «Художник года». Для своего творчества Иван выработал формулу «Кристалл чистейшей крезы» 一 специальный творческий жест, превращающий простые вещи в произведения искусства.

Олег описывает это как невероятный перфоманс смеси скульптуры, рисования и объектов 一 получаются произведения, поражающие воображение.
Иван Горшков «Все все все и это еще не все!», 2021

Выставка «III»: «и снова тридцать три!»
Если в предыдущих выставках Олег выступал в качестве организатора, то идея своей экспозиции возникла как ответ собственному ощущению на события второго сезона. К тому же, добавляет Устинов, у зрителя возник некий голод по новым впечатлениям. Так появился его личный проект «III» с уникальной коллекцией икон.
Икона для богословов является символом, окном в горний мир. Меня завораживает православная традиция обращения с иконой, диалог с нею в храме, целование. Цвета и перспективы древних мастеров близки к абстрактному искусству 一 и это одна из множества причин создания выставки.
Олег Устинов, «III», 2021
В работе Устинов задействовал единый образ Богоматери Троеручицы. Для усиления эффекта Олег использовал два экспозиционных подхода: повторение и усиление образа. Они повторялись во всех репродукциях ровно 33 раза.

Мотивы Устинова восходят к истокам иконоклазма (представление о важности разрушения икон и произведений искусства в целом – прим.ред.) 一 в VIII веке сирийский чиновник Иоанн Дамаскин написал три трактата в защиту икон и был наказан за иконопочитание. За это ему отсекли руку.

Получив кисть обратно, Иоанн молился всю ночь перед иконой Богородицы. Наутро он обнаружил, что рука чудесным образом приросла заново. В благодарность за исцеление, Дамаскин приложил к иконе сделанную из серебра руку. Впоследствии копии этой иконы будут почитать во всем православном мире.

Возвращаясь к выставке «III» 一 Устинов провел идеальную с точки зрения экспозиции выставку. Вопреки опасениям московских галеристов, Русская Православная Церковь не вмешалась в проведение выставки в Ростове. До старта выставки Олег связывался с батюшкой ростовского храма и получил исчерпывающий ответ 一 религия и искусство не мешают друг-другу, а наоборот добавляют сдержанности.
Виталий Безпалов, Илья Смирнов, DOUBT, 2018
О планах
llil.space провела 2 выставочных сезона 一 всего 10 выставок, не считая художников из коллектива TZVETNIK. И вот уже больше полугода галерея «молчит».

В этом и кроется смысл pop-up пространства. Оно стихийно возникает и так же пропадает. llil.space может возникнуть где угодно и когда угодно 一 Москве, Улан-Удэ, Воркуте, Калининграде. «Выставка происходит, когда есть возможность. В этом году llil.space не планирует открытие III сезона», 一 сообщает Устинов.

Большую часть выставок llil.space проводит самостоятельно 一 на собственные средства Олега. Первый сезон выдался не просто удачным, а удачным коммерчески 一 удалось продать пять произведений. Помогали культурные фонды 一 в нашей беседе Устинов выражает признательность частным фондам Владимира Смирнова и Константина Сорокина (сейчас фонд «Сфера»). Открытие первого сезона показали даже на местном ТВ.

Вход в галерею llil.space был и остается бесплатным. Поэтому третий сезон галерея собирается открывать обстоятельнее 一 для этого всем необходимо собраться с силами.

читайте также