«У нас вперемежку кирпичи XIX века и современность»: как работает арт-пространство «Контора пароходства»


Текст: Елизавета Карькова

Редактор: Анастасия Тихомирова


12 июля 2022

Название арт-пространства из Тюмени меньше всего говорит о том, что это центр современного искусства. В здании действительно раньше решали судьбы пароходов, а теперь им управляет команда во главе с Юлией Саначиной. Пообщались с ней и узнали, как с «Конторой» связан Николай II, как организаторы поддерживают начинающих художников и можно ли провести на площадке выставку пуговиц.

Название арт-пространства из Тюмени меньше всего говорит о том, что это центр современного искусства. В здании действительно раньше решали судьбы пароходов, а теперь им управляет команда во главе с Юлией Саначиной. Пообщались с ней и узнали, как с «Конторой» связан Николай II, как организаторы поддерживают начинающих художников и можно ли провести на площадке выставку пуговиц.

Концепция
По словам Юлии, Тюмень давно нуждалась в центре современного искусства: в 2017 году городу не хватало места, где локальные художники могли бы делиться своим творчеством и экспериментировать. Уже существующие площадки не сотрудничали с начинающими: чтобы выставляться в местном музее Словцова, нужно было уже иметь за плечами несколько выставок. Так что главная задача, которая стояла перед «Конторой» — стать площадкой для эксперимента, открытой для молодых. В нём нуждались разные представители креативных индустрий: дизайнеры, архитекторы, модельеры и художники.

В итоге проект поддержала администрация Тюмени и профинансировала создание площадки. Команда вдохновлялась опытом казанской «Смены» и «Севкабеля» в Петербурге.

Два года шли переговоры и подготовка к открытию, и в 2019 «Контора» начала работу. Центр определил для себя три направления работы: современное искусство, вовлечение жителей в изменения городской среды и поддержка художников. Для молодых художников «Контора» придумала программы для «поддержки создателей», и под создателями здесь понимают локальный бизнес или представителей творческих профессий. Например, у площадки есть грантовая поддержка до 200 тысяч рублей на свою выставку, а в конкурсах можно выиграть творческий приз вроде записи трека на студии. Ещё здесь можно получить консультацию юриста для выигравших грант или открывающих своё дело.
— «Контора» расположена на набережной, и до нашего открытия она была пустой, одни лавочки: можно было либо смотреть на реку, либо гулять вдоль. Даже точек с кофе было мало. Мы начали преобразования пространства: оборудовали маленькую сцену, затем – побольше. У нас появились столы-лодки, звуковое оборудование, лежаки, веранды. Еще мы сами высадили деревья напротив конторы. Для нас это достижение: вот, обычные люди могут сами менять пространство вокруг.

— Юлия Саначина, руководитель проекта

Команда
Юлия пришла в проект, когда переговоры с арт-сообществом и правительством города уже начались. В 2017-м году она работала в региональном продюсерском центре, делала на заказ рекламные ролики и, как многие в местной арт-тусовке, мечтала об открытом пространстве для современных художников. Когда начала собираться команда для «Конторы», сотрудников искали среди «своих» — знакомых и коллег. Так её пригласила поработать Юлия Халитова — она руководила «Конторой» на этапе создания. Юлия Саначина сначала была программным директором, а после переняла руководство всем проектом. Сейчас она руководитель площадки — заведует финансами и управляет всеми процессами, а также генерирует идеи для развития.

Сегодня в команде около 30 человек, из них стабильно работает 27, а несколько — наёмные рабочие для летней площадки. Люди работают по направлениям: часть команды занимается городскими проектами вроде экскурсий и урбанистического фестиваля «Морфология улиц», другая — пиаром. «Контора» долго не могла найти куратора, а в итоге на эту должность пришла девушка, которая недавно переехала из Петербурга.

Площадка открыта и для аренды под коммерческие мероприятия — например, презентации жилого комплекса или для выставок молодых художников. В проведении ивентов помогают технические специалисты, а площадка предоставляет профессиональный звук и оборудование для презентаций.

Есть летняя уличная площадка с несколькими сценами, где проходят мастер классы, лекции и квартирники. Команда создает и авторские проекты: выставки, гиды, маршруты по Тюмени.

Место
Название «Контора пароходства» мало напоминает нейминг арт-центра. Дело в том, что пространство находится в историческом здании XIX века, где раньше располагалось судоходное управление. До 2017 года оно стояло заброшенным, но при поддержке департамента молодежной политики Тюмени его отреставрировали.
— Тут вперемежку новые и старые кирпичи – то есть смешались XIX век и современность. Мы сохранили историческое название для преемственности. Раньше здесь был богатый зажиточный район, и от станции Тура уходили на север пароходы. В пандемию мы с командой поднимали архивы и изучали историю этого места, даже встречались с потомками купца – владельца конторы пароходства. Выяснили, что когда семью Николая II отправили в ссылку, они останавливались у конторы и пешком шли до станции Тура, а оттуда отправились в Тобольск.

— Юлия Саначина, руководитель проекта


Площадь мультицентра — 1200 квадратных метров, на них располагается большой и малый зал. В большом зале экран стоит профессиональная техника, доступная для организаторов мероприятий.

То, что арт-центр — не изолированное пространство, а часть городской среды, имеет и неприятные последствия

— Наша большая боль, что возле конторы открылся ресторан, который использует тот же нейминг – «ООО Контора». Но это не наше место ни практически, ни идейно: мы ориентированы на открытость и локальность, а они открывают летнюю веранду, из-за которой не видно половину исторического здания, хотя это законодательно запрещено. Теперь возле конторы мужчины с пузиком пьют алкоголь, и это совсем не наша аудитория. — говорит Юлия.
Финансирование
Площадка открыта и содержится на деньги департамента общественной связи, коммуникаций и молодежной политики Тюменской области. Также команда получает гранты, а на отдельные проекты ищет коммерческих партнеров со стороны. Например, стрит-арт фестиваль «Морфология улиц» проводится на спонсорские деньги. В остальном всё оплачивает город.
— Есть открытая информация, что проект культурных вещей, театры, они никогда не покроют. Одна история – это бизнес, другая – досуговые события, которые как правило никогда не покрываются. Площадка дорогостоящая из-за её оснащения. Раньше я работала в продюсерском центре, и под разные мероприятия приходилось собирать необходимое в нескольких местах – отсюда привезти микрофоны, отсюда – колонки, и ещё нужно кого-то просить по дружбе, чтобы он поработал техником. А в «Конторе» все изначально есть – от водоснабжения до звука и интернета.

— Юлия Саначина, руководитель проекта

О проектах
Юлия считает, что миссия пространства — не только делать выставки тюменских художников, но и увеличивать насмотренность у жителей региона. Поэтому «Контора» проводит крупные мероприятия с именитыми арт-деятелями. Команда гордится своими ивентами на Ночь Музеев — в этот день они бесплатно приглашают зрителей на выставки и перформансы.
— Мы делаем это бесплатно, потому что наш подход такой: прикольно, если люди в мае выйдут на улицу, будут сидеть на газоне у конторы с лимонадом или кофе. Даже если они не зайдут на выставку, им хорошо рядом с нами. Можно просто сидеть на пикнике или танцевать под диджея с пластинками.

— Юлия Саначина, руководитель проекта

Другим важным проектом Юлия считает стрит-арт фестиваль «Морфология улиц». Контора открылась зимой 2019-го, а фестиваль впервые провели за полгода до этого, но город всё равно привык ассоциировать два проекта между собой из-за их общей команды. За несколько лет из маленького локального фестиваля «Морфология» выросла до фестиваля паблик-арта, который может позволить приглашать популярных художников, например Владимира Абиха, Слава ПТРК, Илья Мозги и многих других.

Так как площадка позиционирует себя как открытая к предложениям, приходится сталкиваться с разными художниками:

— Недавно нам предложили сделать выставку кактусов, до этого — выставку пуговиц или акварели. На самом деле, мы до сих пор не можем в свою целевую аудиторию попасть, это зависит от разных факторов. Такие предложения — это не плохо, просто мы объясняем, что это не наша история.

— Юлия Саначина, руководитель проекта

Развитие
Юлия делится, что в «Конторе» мало места для постоянной аренды — например, в Питере или Москве арт-кластеры могут себе позволить на одной площади поместить магазины, кофейни и мастерские, а в «Конторе» такой возможности пока нет. Юлия надеется, что в будущем это удастся организовать и это будет пользоваться спросом.

С февраля команда «Конторы» чувствует растерянность. Из-за финансовой поддержки муниципалитета проекту посоветовали закрыть инстаграм. Поэтому активность ушла на сайт и в паблик Вконтакте.

События февраля повлияли на фестиваль «Морфология улиц»: команда выбрала темой этого года «Внутренний дом». При этом отгораживаться от мира никто не хочет, и в проект привлекли иностранных художников:

— Всё будет вне политики, и иностранные художники позитивно реагируют на приглашения от российских коллег. Мы привлекли художника Яна Посадского из Воронежа — в апреле мы сделали закрытый кураторский отбор, где он искал художников со стороны России, а они лично предлагали иностранным авторам коллаборации. В этом году художники из других стран не приедут в Тюмень, но ребята из России делают с ними совместные работы.

— Юлия Саначина, руководитель проекта


читайте также