Фестиваль современного искусства «Первая фабрика авангарда»


Текст: Екатерина Мокшанкина

Редактор: Анастасия Тихомирова

Фото: Варвара Гертье


23 августа 2022

Первый фестиваль задумывался как локальное событие, он прошел в Иванове в 2018 году. В 2022-м возглавить арт-дирекцию должен был международно известный художник из Италии, но планы пришлось корректировать. Поговорили с пиар-менеджером фестиваля Михаилом Денежкиным и узнали, почему старые бренды Иванова не отражают его идентичность, что такое «феномен землячества» и почему в этом году дирекции фестиваля не хочется праздника.

Первый фестиваль задумывался как локальное событие, он прошел в Иванове в 2018 году. В 2022-м возглавить арт-дирекцию должен был международно известный художник из Италии, но планы пришлось корректировать. Поговорили с пиар-менеджером фестиваля Михаилом Денежкиным и узнали, почему старые бренды Иванова не отражают его идентичность, что такое «феномен землячества» и почему в этом году дирекции фестиваля не хочется праздника.

Концепция
Идея проводить фестиваль современного искусства в этом городе родилась у местного культуртрегера Ирины Голубевой, когда она работала заместителем председателя городского комитета по культуре. Вместе с городской активисткой и куратором галереи «6 этаж» Марией Миловзоровой они собрали команду единомышленников — людей, которые понимали, что городу не хватает интересных мероприятий. Чтобы определить концепцию, организаторы стали работать с темой идентичности современного Иванова.

Пиар-менеджер фестиваля Михаил Денежкин признается, что город сложный.

— В границах Золотого кольца это самый молодой город, ему всего 150 лет. С городской идентичностью и самосознанием пока все плохо. Уже существующие бренды города казались нам несовременными и сомнительными. Например, «город невест» — сексистcкий и пошлый образ, а бренд «родина первого Совета» чисто революционный и к тому же построен на неподтвержденных данных, что в Иваново в 1905 году зарождалось движение Советов.
В итоге команда обнаружила, что Иваново занимает одно из ведущих мест в Центральном федеральном округе по количеству конструктивистских построек. В городе около 50 зданий 20-30-х годов, среди них признанные шедевры — дом-корабль, дом-подкова, и недооцененные образцы — электроподстанция по проекту Сергея Грузенберга и жилые дома по его же проекту, работы ивановских архитекторов Панкова, Кадникова, Панова. Когда организаторы углубились в тему, оказалось, что ивановский конструктивизм уникален в городском масштабе и художественном решении. Конструктивизм и модерн — яркие проявления русского авангарда, поэтому при разработке программы фестиваля Иваново решили позиционировать как центр авангарда.

При этом фестиваль — не классическая урбанистическая лаборатория. Организаторы работают с современным искусством, которое тоже старается быть в авангарде. Так что авангард в названии используется в двух значениях.
Команда
Организаторы фестиваля разделили функционал по направлениям: Ирина Голубева — руководитель и продюсер, Михаил — пиар-менеджер, остальные — кураторы отдельных направлений: фотография, хореография, книжный фестиваль. Команда периодически меняется, потому что люди периодически уезжают.

Михаил рассказывает, что сначала команда была стопроцентно местной, а потом сработал «феномен землячества»:
— Когда фестиваль стал известен в стране, к нам стали присоединяться люди, которые уехали из Иванова в Москву и Питер. Пару лет куратором был Сергей Соловьев из московского Музея Зверева, книжную программу помогал курировать Серёжа Добнов из «Пионера». С московскими кураторами в составе появилась возможность выходить на федеральный уровень, и команда приобрела московских художников, которые раньше не были связаны с Иваново. Например, книжную программу курирует Ольга Богомолова. Фестиваль приобрел бы и международный статус, когда с нами согласился работать итальянский художник Антонио Джеуза — в этом году он должен был стать арт-директором фестиваля, но планы в итоге поменялись.
Программа
Участников набирают как через опен-коллы, так и кураторским отбором.
— Масштабные и открытые опен-коллы проходят чаще всего по хореографии и актуальному искусству, по остальным направлениям идет кураторский отбор. Опен-колл привел к нам участников из Екатеринбурга и Новосибирска, так мы реализовали несколько проектов в прошлые годы. Например, арт-проект «Светлый путь», где ткань для художника и медиум, и повод поразмышлять о концепции судьбы и времени, и «Остров блаженных» — выставку картин, на которых изображены мечты о счастливых местах людей.
Фестиваль работает не только на укрепление собственного бренда, но и расширяет культурную программу города.
— Поскольку мы работаем на фестивале со многими институциями современного искусства, это разрастается в дружбу. Например, в 2019 году приглашали со спектаклями ШДИ (московский театр «Школа драматического искусства», открытый Анатолием Васильевым — прим.ред.), а в этом году они приехали зимой на гастроли — уже не в рамках фестиваля. Приезжают и другие друзья фестиваля, делают лектории, встречи.
До 2021 года на фестивале проводили маркетплейсы, гараж-сейлы и ярмарки, но из-за пандемийных ограничений эту практику приостановили. Также в программу в разные года входили спектакли, перформансы, образовательные лекции и паблик-токи.
Финансирование
Фестиваль существует на гранты. Предыдущие годы он последовательно получал поддержку от Фонда президентских грантов,в этом году основная программа поддержки не получила, но один спецпроект всё же решили поддержать. Часть финансирования еще в предыдущие годы приходилось искать «на стороне»:
— У фестиваля есть основная программа — выставки современного искусства — и сайд-проекты вроде фотовыставок. Когда планируем программу, на основное мы прописываем смету, а уже потом кураторы приходят с новыми идеями, которые уже невозможно поддержать из бюджета. Тогда нужно искать поддержку у спонсоров. Обычно у кураторов это не занимает много времени — есть городские меценаты, которые поддерживают искусство, это частая практика. Иногда нам недостает площадей, и часть коммерческих партнеров дает нам свои залы — это еще одна форма поддержки.
Михаил признается, что фестиваль объединяет разных людей, не только фанатов современного искусства. Так, некоторые спонсоры приходят на разные программы и знакомятся с организаторами в формате нетворкинга, а потом поддерживают проект.
Большую поддержку оказал город: у фестиваля появилась площадка для проведения, а у города — музей авангарда. В Иванове был заброшенный ночной клуб, который город выкупил и не знал, что с ним сделать: хотели открыть то хореографический центр, то батутный. Команда фестиваля предложила сделать в этом пространстве большую выставку молодых ивановских художников. Город поддержал идею, «Фабрика авангарда» помогла с ремонтом, и сейчас у города есть муниципальная арт-площадка.
Продвижение
Михаил признается, что у них была хорошая аудитория в инстаграме. Эта соцсеть давала возможность широко коммуницировать с московской и питерской публикой. На ивановскую публику больше работал Вконтакте. Сейчас команда планирует тестировать и новую площадку — телеграм.

Самый важный метод продвижения по мнению Михаила — коммуникация с городским сообществом.

— Если это сообщество принимает участие в сотворчестве, совместном создании мероприятий, то все работает. Если мы делаем фестиваль поверхностно, пусть мы хоть самое прекрасное современное искусство привозим и свысока насаждаем, ничего не получится. Главное не необыкновенные методы привлечения внимания, а соучастие.

Развитие
Программа и длительность «Первой фабрики авангарда» постепенно увеличивается: первый фестиваль длился три дня, в 2021 — уже 10 дней.

В 2022 году фестиваль пройдет в формате спецпрограмм с упором на образовательную часть. Михаил комментирует это просто: «Фестиваль это синоним праздника, а проводить его сейчас нам не хочется». Программа запланирована с 30 сентября по 9 октября.

— Как такового фестиваля не будет, будет спецпроект, чтобы поддержать горожан в непростое время. Мы поняли, что запрос от зрителей очень велик. И решили что-то сделать с акцентом на просветительские программы, лекции, показы и экскурсии, без крупных церемоний типа открытий и фуршетов.

Совсем отказываться от проведения команда не собирается. Михаил признается, что крупных творческих событий в Иваново не хватало и не хватает до сих пор, а потребность есть и у сообщества художников, и у зрителей. Это потребность не просто в празднике, а в динамике культурной жизни. Михаил считает, что это не частная история, в России интерес к неофициальной горизонтальной культуре — это общее течение.

Команда претерпела изменения. Куратором должен был быть Антонио Джеуза, но из-за февральских событий ему пришлось уехать из России. Также не будет в составе и Александра Маноцкова.
В программе фестиваля, по словам Михаила, нет глобальных изменений. Международные проекты были в предыдущие года, но не составляли смысловую основу фестиваля. Фестиваль сосредоточен прежде всего на формировании независимого искусства в России, и в эту «логику изоляции», как ни странно, программа как раз ложится неплохо.
В прежние года, по мнению Михаила, соотношение гостей города и местных в аудитории фестиваля составляло 30 на 70. В этом году команде особенно важно работать «на своих», чтобы фестиваль был формой просвещения и выживания.

— Мы хотим не упускать и расширять нашу публику. Все-таки в рамках просветительской программы поговорить о важном — о наследии, о чем-то, кроме официальной повестки. Сохранить фестиваль и продолжать работать, что в будущем уже если что-то изменится вернуться к привычному формату.


читайте также