«Наша миссия – сделать медиаискусство
понятным и доступным»: как работает фестиваль INTERVALS



Текст: Данила Князев

Редактор: Анастасия Тихомирова


13 ноября 2022

Международный фестиваль медиаискусства INTERVALS проходит в Нижнем Новгороде с 2015 года, а география его участников охватывает Россию, США, страны Европы и Азии. Поговорили с пиар-менеджером Дарьей Колосовой и куратором Ксюшей Чеховской — узнали с чего начинался INTERVALS и как устроен фестиваль изнутри.

Международный фестиваль медиаискусства INTERVALS проходит в Нижнем Новгороде с 2015 года, а география его участников охватывает Россию, США, страны Европы и Азии. Поговорили с пиар-менеджером Дарьей Колосовой и куратором Ксюшей Чеховской — узнали с чего начинался INTERVALS и как устроен фестиваль изнутри.

Как появился фестиваль
Фестиваль вырос из вечеринки в 2015 году на территории клуба Sklad, тогда — самой андеграундной площадке Нижнего. Организатором стала группировка SVETOFON, состоящая из куратора фестиваля Ксюши Чеховской и креативного директора dreamlaser Антона Колодяжного. В ту ночь «Склад» собрал около 350 человек под одной крышей. Упор был направлен не только на музыку, но и привоз виджеев. Это стало первым опытом организации события и до 2017 года единичным.

В 2017 году INTERVALS обретает формат аудиовизуального фестиваля. События проходили в Нижполиграфе, в бывшем заводском помещении. Ориентироваться на уже довольно обширной площадке помогала карта со всеми событиями и локациями. Формат фестиваля расширился до полноценной выставочной и образовательной программы. Инсталляции, выступления, лекции и воркшопы INTERVALS 2017 посетили 2500 человек. Фестиваль шел день и ночь напролет 3 июня — это были почти сутки взаимодействия с медиаискусством.

(Дарья Колосова)
— Всему учились на коленке самостоятельно, у Ксюши уже был большой опыт продюсирования и работы в коммерческих организациях.
Масштабирование
В 2019 году фестиваль стал по-настоящему масштабным. За три дня удалось собрать 20000 участников. География участников INTERVALS охватила несколько стран. Внутригородская география тоже расширилась: выставка проходила на 12 локациях Нижнего Новгорода. Фестиваль стал осваивать нижнюю часть города: в списке локаций появились пакгаузы (Металлические конструкции, оставшиеся в Нижнем Новгороде после XVI Всероссийской промышленно-художественной выставки — прим.ред.)
Целый тур по российским городам совершила серия VJ-вечеринок «Приходи и свети» от INTERVALS. Большое событие прошло вне рамок INTERVALS: по следам фестиваля в 2019 году состоялся мультимедийный концерт Benjamin Skepper & Radugadesign в Московской консерватории им. П.И. Чайковского.
(Ксюша Чеховская)
— В год начала пандемии, во время локдауна мы провели фестиваль в экспериментальном тогда для нас формате тизера. При этом мы сохранили транснациональность события: в Intervals Teaser 2020 приняли участие художники Cao Yuxi из США и Lázsló Bordos из Венгрии. Тизер продолжался три недели, за это время выставку посетили более 60 000 зрителей.

В 2021 году фестиваль проходил в разгар празднования 800-летия Нижнего Новгорода, где было рекордное количество архитектурных локаций. В экспозицию выставку вошли уличные и внутренние инсталляции от мировых и российских художников. В 2022 году фестиваль стал юбилейным и прошел в пятый раз. На фасадах и внутренних пространствах зданий были представлены инсталляции художников из России, Японии, Турции. Площадки мероприятия посетили больше 100 тысяч человек. Миссия фестиваля — сделать медиаискусство понятным и доступным для всех зрителей без исключения.

Продвижение
(Дарья Колосова)
— Сначала был региональный охват, нам было важно закрепиться на уровне области, для того чтобы местные ребята понимали как устроен фестиваль. Для лучшей навигации составили городской маршрут по выставке. Мы работали с арт-медиаторами, которые делали экскурсии по локациям и создавали приложение, чтобы люди ничего не пропустили и не потерялись. Большое внимание уделили дизайну, который помогает общаться с аудиторией. С 2020 года мы работаем с федеральными партнерами, в том числе информационную поддержку оказал «Центр 800» (Автономная некоммерческая организация по управлению проектами и организации массовых мероприятий в Нижнем Новгороде — прим.ред)
Диджитал-лук

Структура команды
Организаторы фестиваля разделили команду условно на цеха: всеми стратегическими решениями и согласованиями занимаются — Ксюша Чеховская, Антон Колодяжный, Андрей Тубольцев, Денис Чучко, Александр Истомин; исполнительный продюсер — Хабиба Зияева, РR-продюсер и партнёрство — Дарья Колосова; SMM-менеджер — Карина Назина; дизайнеры — Сергей Круглов, Максим Жжёнов, Виталий Авдеев, Анастасия Круглова, София Шеремет, а с этого года Рома и Женя Штейн, Яна Игонина. Основной команде помогает волонтерский состав, который встречает артистов и знакомит их с городом, помогает на монтаже медиавыставки и на событиях, становится проводником для зрителей.
Финансирование
(Ксюша Чеховская)
— В 2019 году финансирование осуществлялось полностью за счет dreamlaser. На следующий год правительство, увидев наш успех, стало поддерживать нашу инициативу. Мы надеемся привлечь других коммерческих партнеров, которые дают деньги на расход фестиваля, работу команды и гонорар художников.
Партнерство
В структуру фестиваля иногда встраиваются партнеры, например, как в 2019 году. Нижегородское ивент-агентство, которое устраивало навигацию и печатало мерч. Также в 2019 году музыкальное промо возглавил московский музыкальный директор Андрей Морозов из агентства Fields. Они составляли лайн-ап и организовывали промоушен музыкальной программы. Остальными вопросами, которые связаны с административной частью и разными структурами, документооборотом и финансовым оборотом — занимались dreamlaser.
Особенности фестиваля
(Ксюша Чеховская)
— В начале нашей истории условия были таковы что у нас был ноль опыта в организации, мы все были ребятами из технического и видео продакшена, которые обычно привлекались организаторами событий.

Наша команда состоит из друзей — так легче быстрее, надежнее и веселее. В 2015-2017 годах люди работали за идею, никто не получал гонорары за работу. У всех был смешанный функционал. Весь Intervals работает на удаленной работе. Так получилось исторически, что мы хоть из Нижнего Новгорода, но в последствии разъехалась по разным городам — кто в Москву, кто в Питер, кто-то остался здесь. Никаких проблем во время подготовки фестиваля не возникают.
С 2020 года стало понятно сколько нужно времени, денег и каких людей в организации. Люди стали работать за гонорар, так как появился партнер в виде правительства Нижнего. От смешивания функционала мы практически полностью отказались.
Программа и выбор локации
(Ксюша Чеховская)
— «На продакшн фестиваля закладывается год, поэтому программа составляется намного раньше. Назначить окончательную дату фестиваля достаточно сложно, потому что событие проходит по всему городу. Для этого нужно согласовать все это с событиями в Нижнем Новгороде, а также с ближайшими регионами».

Первый этап — выбор локаций и составление маршрутов для будущего фестиваля. Самое главное, чтобы место было доступным и безопасным для зрителя. Далее когда это уже утверждено, окончательно составляется лайн-ап художника.

«Предлагаем им конкретную локацию, происходит мэтч или нет. Художники могут даже не ответить или их работа слишком дорого стоит, или нереализуема с технической стороны».

На второй этапе составляется музыкальная программа и образовательная программа, потому что люди участвующие в ней, наоборот, мыслят короткими сроками.

Когда уже есть все лайн-апы, происходит техническая обработка райдеров. Команда изучает что возможно или невозможно найти среди оборудования. В случае чего, предлагаем альтернативы по замене оборудования художника или артиста, согласовываем это. Если требуется, то покупаем или арендуем его. Параллельно ведётся разработка визуального стиля. После запускается пиар кампания, рассказывающая о дате о локации о лайн-апе в СМИ и соцсетях. Ближе к ивенту команда время занимается логистикой всего фестиваля: это перевозка оборудования из различных городов и стран, и привоз артистов. В том числе, набираются волонтеры, команда усиливается людьми для оперативных задач. Наконец, самый последний этап в организации — это монтаж работ и инсталляций.

читайте также