О жизни современного театра в России: интервью с Алексеем Романовым


Текст: Александра Новикова

Редактор: Анастасия Тихомирова

Фото взяты и соцсетей проектов


17 октября 2022

В период пандемии многие театральные проекты ушли в статус «заморозки», некоторые вовсе закрылись, иные перевели свой формат в онлайн-режим. Просмотр видеозаписей членами жюри не давал живого участия, что создавало проблемы. Однако этот период дал возможность изменить представление о формате фестиваля и о процессе записи своего проекта в целом.

Поговорили с руководителем самарской театр-студии «Ремарка» Алексеем Романовым об интересных театральных проектах из регионов и будущем современного театра.

В период пандемии многие театральные проекты ушли в статус «заморозки», некоторые вовсе закрылись, иные перевели свой формат в онлайн-режим. Просмотр видеозаписей членами жюри не давал живого участия, что создавало проблемы. Однако этот период дал возможность изменить представление о формате фестиваля и о процессе записи своего проекта в целом.

Поговорили с руководителем самарской театр-студии «Ремарка» Алексеем Романовым об интересных театральных проектах из регионов и будущем современного театра.

Современные тенденции
Развитие театра связано в первую очередь с доступностью интернет-технологий. Каждый новый проект имеет возможность заявить о себе с любой точки страны и мира. Все этапы создания проекта могут постепенно освещаться и корректироваться благодаря обратной отдачи зрителя. Если проект интересен зрителю с самого рождения, он может поддержать и отблагодарить авторов морально и финансово. Также критерием развития общего уровня театральных проектов является наличие широкого выбора интернет-площадок для связи с потенциальной аудиторией: ВКонтакте, Telegram, Youtube и т.д.

В чисто художественных критериях развитие безусловно есть. Проектов с каждым годом все больше, количество самодеятельных и профессиональных проектов растёт. Творчество – это то место, где количество в любом случае в какой-то момент переходит в качество. Каждому зрителю есть что выбрать по своему вкусу и усмотрению.
Спектакль «Взломанный», Театр-студия «Ремарка»
Самые известные театральные проекты
В период пандемии многие театральные проекты «заморозили», некоторые вовсе закрылись, а иные перевели свой формат в онлайн-режим. Онлайн-просмотр театральных проектов дал возможность изменить представление о формате фестиваля и процессе записи своего проекта в целом.

Сейчас фестивали понемногу возвращаются на уровень «доковидного» периода.

Один из самых крупных фестивалей России Фестиваль современного искусства — TERRITORIЯ, который появился 2005 году. Помимо традиционного осмотра творческих проектов, на фестивале проводятся образовательные лекции, мастер-классы, открытые уроки актеров, режиссёров, хореографов, сценографов. Сейчас фестиваль предлагает возможность реализовать свой проект через практический онлайн курс.
Мероприятия, проекты и показы фестиваля проводятся в местах, которые могут быть оправданы местом действия исходного материала: городские улицы, базары и рынки, общественный транспорт, торговые центры, цеха предприятий, фитнес-залы, стадионы.
Спектакль «Марьино поле», Театр «Город»
Еще один крупный фестиваль «Точка доступа» — крупнейший форум сайт-специфического и иммерсивного искусства, который проводится в Петербурге с 2015 года. «Точка доступа» всегда исследует новые территории театра и предлагает зрителю новый опыт восприятия и коммуникации с пространством. Местами для проведения спектаклей становятся отели и музейные залы, квартиры и заброшенные клубы. Программу фестиваля составляют спектакли, лекции, мастер-классы, а также творческие встречи с артистами.

Также стоит отметить и другие фестивали в регионах:

– Фестиваль «Маршак», город Воронеж. Программа фестиваля состоит из разделов: театр для детей и театр, в котором играют дети;

«Камерата» — театральный фестиваль-конкурс, проводится в Челябинске. В афишу фестиваля отбираются и спектакли академических театров, и постановки театров небольших, студийных, экспериментальных. В переводе с итальянского «камерата» — это компания, кружок, содружество, афиша фестиваля — всегда некий вызов, провокация;

«Петрушка Великий» — фестиваль театров кукол в Екатеринбурге, на форуме собираются лучшие кукольники России и мира, отобранные строгим экспертным советом. «Петрушка Великий» заявляет какую-то главенствующую тему своего фестиваля. В соответствии с этой темой и отбираются по всему миру спектакли.
Спектакль «Мечтатели или почему я», Маршак
По своей природе многие фестивали и конкурсы похожи, но отличие их всегда заключается в самих участниках. От создателей проектов зависит вся программа и настроение фестиваля.
Театральные проекты в Самаре
Самарские театральные проекты многогранны и широки. Зрителю, действительно есть что выбрать по своему вкусу и предпочтению. Вот малый перечень всего что было или продолжает идти на самарской территории:

«Учебный театр» СГИК, где преподаватели театрального факультета предложили переоборудовать одну из учебных аудиторий под театральную сцену и вести репертуар из работ студентов актерского и режиссёрского факультета.

Самарский театр «Город» проводит открытые читки пьес, стихов и сказок на зрителя и с участием зрителя в качестве исполнителей. Многие читки дорабатывались до полноценных спектаклей, включаемых в репертуар театра, где уже играли профессиональные актеры.

— Спектакль-подкаст «По дороге на Бродвей» от режиссера Артема Устинова, аудио-путешествие по культовой улице Самары рассказывает о стилягах и двухтысячных, о Макдональдсе, советском мороженом, кассетах и о пластинках «на костях». В основу аудиоспектакля вошли истории фотографа Владимира Емеца, и композитора и актера Сергея Бережного.

— Радиоспектакли и спектакли от театра-студии «Ремарка», где собираются актеры из самарских профессиональных театров, студенты театральных факультетов и любительских театральных коллективов.
Спектакль Первая материя, Территория
«Голоса пьес». Это открытый проект, где любители и профессионалы будут читать классические, современные и, что немаловажно, забытые произведения. Формат читки — уникальный жанр, набирающий популярность у искушенных зрителей всех возрастов, охватывающий совершенно разнообразную аудиторию.

Фильм-подкаст «ДЕРЕВО ХЭЛЛОУИНА» от руководителя театра-студии «KRUG_И» Аникеева И.В. Это смесь аудиокниги с радиоспектаклем, по сути, не является ни тем, ни другим.

«Лабаратория театральной критики. Передвижники». Это проект ГИТИСа и Театра-студии «Грань» Молодые театроведы отсматривают спектакли, анализировают их, встречалиются с труппами самарских театров. Итогом большой работы станут статьи в изданиях ГИТИСа.

Театральная платформа «Прачка», место для воплощения экспериментальных задумок, которые подключают особое театральное пространство для постановки современной или специфичной драматургии по руководством Виктора Трегубова.
Спектакль Антигона, Учебный театр
Есть ли будущее у театральных проектов и как они могут трансформироваться?
Будущее у театральных проектов, разумеется, есть. Появятся новые роды, виды театрального искусства, жанры и поджанры, новые методы работы актёра над собой, новые методы режиссерского анализа. Театр – искусство синтетическое, и всегда заимствовал, присваивал и компилировал из жизненных наблюдений, литературы, живописи, архитектуры, хореографии и музыки.

В недалёком будущем театр может взять некоторые средства из видеоигровой индустрии. Это было бы любопытно. К примеру: игрок отыгрывает некую роль в видеоигре. У игрока есть предлагаемые обстоятельства, конфликт и управление персонажем. Сегодня на площадках проводятся стримы игровых прохождений, есть аудитория и зритель. Если театральные новаторы найдут ход решения перевода языка видеоигрового процесса на сценический, то может появится абсолютно новый вид театрального проекта.

Конечно, необязательно связываться с видеоигровой индустрии, есть многие виды, которые я описал прежде. Главное – подобрать ключи к новому.


читайте также