О чём говорят другие: нетипичные подкасты из регионов


Текст: Анастасия Жучкова

Редактор: Анастасия Тихомирова


28 ноября 2022

За последнее время жанр подкастов разросся до немыслимых масштабов. Если раньше подкасты часто путали с радио и ставили скорее на фон, то сейчас затрагиваемые в них темы точно не дадут отвлечься. Помимо мастодонтов по типу подкаст-студий Либо/Либо и Терменвокс есть и другие создатели авторских программ, пока что малоизвестные из-за своей локальности, но способные заинтересовать своей небанальной подачей.


В этом списке собрали самые неординарные региональные подкасты: от истории появления джинс Levis до иммерсивного театра в наушниках.

За последнее время жанр подкастов разросся до немыслимых масштабов. Если раньше подкасты часто путали с радио и ставили скорее на фон, то сейчас затрагиваемые в них темы точно не дадут отвлечься. Помимо мастодонтов по типу подкаст-студий Либо/Либо и Терменвокс есть и другие создатели авторских программ, пока что малоизвестные из-за своей локальности, но способные заинтересовать своей небанальной подачей.


В этом списке собрали самые неординарные региональные подкасты: от истории появления джинс Levis до иммерсивного театра в наушниках.

Пиарщик из Тольятти Артём Полтавцев в своём подкасте «Вещизм» раскрывает суть ставших обыденными для нас предметов. В нём и история появления драже M&Ms, первым заказчиком которого стало правительство США, и джинсы Levis 501, ставшие культовыми из-за своего оригинального кроя, и т.д.

Несмотря на образовательную направленность подкаста, Артём не просто сухо зачитывает факты, а разбавляет рассказ шутками, тематическими вставками из мемов и небольшими оффтопами, что делает повествование менее линейным, но, что немаловажно, энергичным.

Во втором своём проекте «Русский Детройт» Артём изучает массовую культуру через призму видения приглашённых гостей – журналистов, учёных, философов. Однако это не похоже на типичное интервью в формате подкаста – гости подстраиваются под живую манеру общения Артёма и в ироничном ключе обсуждают нашумевшие культурные феномены. Среди тем обсуждения можно найти феминизм, монетизацию привлекательности, текстинг, новую этику и многое другое.

Идеальное сочетание текстовой составляющей и его озвучивания можно найти в подкасте Сергея Летова «BookWǒEd». Любой желающий может как прочитать, так и послушать выводы автора о тех или иных фильмах и книгах.

К примеру, в чём проявляется сюрреализм в книге «Колыбель для кошки» Курта Воннегута и чем Илья Обломов похож с Лёшей, главным героем фильма «Пыль» Сергея Лобана.

Но автор не ограничивается жанровыми рамками только книжного или киноведческого подкаста. Для любителей коротких голосовых заметок есть рубрика «Болтовня буквоеда», где размышления по поводу фильмов и книг перемежаются с более бытовыми темами — почему книга Норы Галь «Слово живое и мёртвое» устарела и как нужно обращаться к коту, если он нашкодил.

Проект Олега Цендровского, кандидата философских наук из Нижнего Новгорода, по его словам: «исследует высшие функции нервной деятельности: наши потребности и желания, чувства и эмоции, процессы обучения, мышления и внимания, а также такие явления, как память, самоконтроль и принятие решений».

«Письма к самому себе» – своеобразный аутотренинг, позволяющий погрузиться в размышления о смысле существования и, главное, ответить на вопросы, который каждый хочет задать самому себе. Неслучайно Олег знаком с таинствами медитации, ведь его монотонная речь может ввести слушателя в транс и погрузить в ещё более глубокие, чем темы выпусков, размышления.

Количество выпусков уже перевалило за сотню и сам автор предлагает начинать знакомство с подкастом с 107 по 119 выпуск. Дальше траектория прослушивания будет зависеть от вашей цели – на какие вопросы вы собираетесь ответить себе: почему мы смеёмся, что такое свобода или чему нас учил Будда.

На свой «БАЗАР СОВРИСКА» слушателей приглашают Юля Вязких и Саша Невская из Воронежа. Угощать будут сочными интервью с самыми яркими представителями современного искусства, такими как Миша Гудвин, Ян Посадкий и Михаил Добровольский (работы которого были представлены и в «Нулевой комнате»).

Пока вышло немного выпусков, однако беседы интересно слушать не только заядлым любителям совриска, но и людям только начинающим свой творческий путь. Всегда остаётся загадкой, кого именно ведущие пригласят на подкаст в следующий раз и какие вопросы зададут – сколько стоят работы с графикой, зачем показывать бабушке свои художественные эксперименты или почему быть региональным художником круто.

Также авторы подкаста проводят оффлайн-дискуссии – довольно необычный формат для регионального микро-медиа, где они в формате вопрос-ответ общаются со зрителями.

Четверо ведущих, Аня, Саша, Маша и Кирилл из Екатеринбурга не боятся говорить о своих фобиях и своим примером показывают, что иметь страхи – это нормально.

Тривиальный страх не реализоваться, боязнь сонного паралича и технофобия – всё это то, чего не стоит стыдиться. Многие слушатели благодарят авторов за снятие стигматизации с темы фобий и особенно подчёркивают жизнерадостную подачу, которая заставляет чувствовать себя не одиноким в борьбе со своими страхами.

Ведущие рассказывают не только о своём опыте, но и приводят реальные примеры из жизни, когда страх может иметь научное обоснование. Например, как людям удаётся избегать авиакатастрофы из-за «ошибки выжившего», что происходит на озере Лох-Несс и в чём состоит легенда Острова Кукол.

Что будет, если убрать из театральной постановки всё, кроме звуков? Получится довольно необычный опыт для людей, постоянно носящих наушники — «Театр быта».

Его автор, режиссёр Никита Славич, всегда начинает новый подкаст со слов о том, что каждый выпуск предназначен для определённого повседневного ритуала, будь то пробежка, поход в Макдоналдс или шопинг в магазине игрушек. Одновременно совершая ритуал и слушая спектакль, человек погружается в увлекательное путешествие – с музыкой, монологами актёров и образами, создаваемыми собственным воображением.

На данный момент проект находится на паузе, завершив 9 спектаклей, однако продолжает собирать лавры. «Театр быта» номинировали на театральную премию «Золотая маска» за «Самый заметный спектакль сезона», что вполне заслуженно за новизну идеи и её реализации.

читайте также