Книги из подполья: подборка независимых издательств


Текст: Иван Вавилов

Редактор: Анастасия Тихомирова


29 ноября 2022

Пока книжный конвейер рыночных гигантов по типу АСТ и Эксмо наполняет полки сетевых магазинов бестселлерами, small-press издательства пытаются заманить новых читателей своей концепцией и необычностью. Их тиражи редко превышают 1000 экземпляров, но напечатанные ими тексты являются настоящей находкой для букинистов и всех причастных к книжной культуре.


Собрали список малоизвестных независимых издательств России, которые действительно заслуживают внимания.

Пока книжный конвейер рыночных гигантов по типу АСТ и Эксмо наполняет полки сетевых магазинов бестселлерами, small-press издательства пытаются заманить новых читателей своей концепцией и необычностью. Их тиражи редко превышают 1000 экземпляров, но напечатанные ими тексты являются настоящей находкой для букинистов и всех причастных к книжной культуре.


Собрали список малоизвестных независимых издательств России, которые действительно заслуживают внимания.

CHAOSS PRESS

Джефф Нун
АВТОМАТИЧЕСКАЯ АЛИСА
Питерское издательство с воронежскими корнями, открытое известным в узких кругах энтузиастом под ником «Felix Culpa» («Счастливая Ошибка», если переводить с латинского). Название издательства вполне отражает его суть: выборка книг кажется хаотичной, потому что их усилиями печатаются тексты самых разных направленностей и литературных стилей. Но объединяет их одна общая черта – контркультурная принадлежность.

Среди уже готовых изданий можно увидеть книги и классиков «альтернативной» литературы – Селби Хьюберта, Уильяма Берроуза и Джеффа Нуна, и сборники необычных русских, французских и немецких сказок, иезуитские научные труды по типу «Экспериментальной физиологии Кирхера» и многое другое.

Éditions Chat

Андрей Доронин
TRANSSIBERIAN BACK2BLACK
Проект, выросший из одной книги, за авторством Андрея Доронина. «Transsiberian Back2Black» в форме рассказов повествовала о преодолении писателем наркотической зависимости. К слову, она была переведена на французский и даже пользуется локальной популярностью в Европе.

Со временем всё переросло в издательство, которое существует исключительно на пожертвования ценителей отечественной маргинальной прозы. Также издательство выпустило книгу небезызвестного Владимира Козлова, чьи романы «Гопники» и «Школа» выходили в золотые годы Ad Marginem. Кроме того, Editions Chat издаёт сборники рассказов молодых авторов.

Pollen Fanzine

Эван Дара
ПОТЕРЯННЫЙ АЛЬБОМ
Первоначально Pollen был маленьким интернет-журналом, специализирующимся на очень узкой теме – американской постмодернистской прозе XX–XXI вв. В середине 2010-х команда во главе с Владимиром Вертинским своими усилиями печатала небольшие чёрно-белые зины с переводными статьями, посвящёнными творчеству Томаса Пинчона, Дэвида Фостера Уоллеса, Дона Делилло и Джозефа МакЭлроя.

В 2018 году при помощи краудфандинга Pollen Fanzine выпустили «Плюс» Джозефа МакЭлроя на русском языке, превратившись, тем самым, из малоизвестного журнала в нишевое издательство, открывшее русскому читателю десятки имён классиков заокеанской интеллектуальной прозы. Среди них были Уильям Гэддис и Эван Дара. В их печатных изданиях количество переходит в качество: малые тиражи, быстро становящиеся букинистической редкостью, могут похвастаться высококачественной бумагой и крепким твёрдым переплётом.

Common place

Уильям Шекспир
КОРОЛЬ ЛИР
Ещё одно питерское издательство Common place запустилось на голом энтузиазме, без финансирования. Братья Аксёновы выпускают книги по истории анархизма, монографии о забытых поэтах Серебряного века, сборники рассказов неизвестных дореволюционных писателей и т.д. Основная идея — возвращение забытых имён и литературных течений, интерес к социальным теориям и практикам, связанным с обособлением от государства и культурного мейнстрима.

Наиболее примечательные работы – шекспировский «Король Лир» в классическом переводе Осии Сороки, «Лекции по истории русской литературы» Кропоткина П.А. и «Предел скорби» Вацлава Серошевского – повесть, по которой снимал свой последний фильм Алексей Балабанов.

Опустошитель

Как и Pollen, Опустошитель начинался как журнал, который начал выходить с мая 2010 года. С 2011 главный редактор Вадим Климов открывает одноимённое издательство. Основная тематика — модернистская литература, философия модерна и авангарда, экстремальная публицистика, театр и кинематограф морального беспокойства. Именно «Опустошитель» подарил нам переиздание «Общества спектакля» Ги Дебора, основные труды Юлиуса Эволы и практически полное издание памфлетов и малоизвестных текстов Луи Фердинанда Селина.

Individuum

Павел Пепперштейн
ПЫТАЯСЬ ПРОСНУТЬСЯ
Наконец, московский независимый издательский проект Individuum по праву считается самой необычной книгопечатней. Первоначальная идея издательства была в том, чтобы раскрыть в книгах темы публикаций отечественных медиа. Сейчас эта концепция распространяется ещё и на произведения зарубежной журналистики. В репертуаре представлен «приключенческий» нон-фикшн и визионерские художественные произведения.

К прочтению сами издатели рекомендуют «Значит, ураган. Егор Летов: опыт лирического исследования» Максима Семеляка, «Это не пропаганда. Хроника мировой войны с реальностью» британского журналиста Питера Померанцева и книга рассказов «Пытаясь проснуться» Павла Пепперштейна, половина которой написана нейросетью.

читайте также