«Мы хотели делать что-то, что не делают другие, но и делать так, как другие не делают»: как живет независимое книжное издательство «Клаудберри»


Текст: Полина Аристова

Редактор: Анастасия Тихомирова


27 ноября 2022

«Клаудберри» — Санкт-Петербургское независимое издательство. Основное направление — издание книг по фотографии, но иногда команда устраивает кинопоказы в рамках образовательной программы. Издатель «Клаудберри» Александр Троицкий и главный редактор «Клаудберри» Мария-Анна Гущина — о миссии проекта, организации мероприятий и трудностях в книгоиздательстве.

«Клаудберри» — Санкт-Петербургское независимое издательство. Основное направление — издание книг по фотографии, но иногда команда устраивает кинопоказы в рамках образовательной программы. Издатель «Клаудберри» Александр Троицкий и главный редактор «Клаудберри» Мария-Анна Гущина — о миссии проекта, организации мероприятий и трудностях в книгоиздательстве.

Опишите кратко вашу миссию.
(Александр Троицкий)
Мы хотели восполнить недостаток на рынке русскоязычных книг качественной литературы: по теории, истории фотографии. Сейчас — это идея про создание ярких нужных проектов, которые никто ни другой не делал в сфере книгоиздания. Со вниманием ко всем деталям — не только к текстам, но и качеству полиграфии, оформлению и тд. В этом плане мы издательство без компромиссов.
Как родилась идея создания проекта?

(Александр Троицкий)
Идея проекта родилась, когда появилась возможность издать книжку Роберта Капы на русском языке. Этот проект в значительной степени определил и формат будущих книг, и направление интереса — он стал визитной карточкой. Нас в значительной степени знают как издателя Роберта Капы.

Хотелось издательство, которое делает уникальный контент. Например, мы категорически не хотели печатать книги на белой бумаге. В тот момент это было довольно сложно — найти тонированную бумагу в России было практически невозможно. Начинали с того, что печатали все в Прибалтике, потом ситуация изменилась. Многие последовали нашему примеру, и это очень отрадно.
Расскажите, в каком направлении работает ваше издание? Как формируете ассортимент книг?
(Мария-Анна Гущина)
У нас есть основная линейка – это книги по теории и истории фотографии. Мы с этого начинали, но с годами стали делать специальные проекты, не имеющие отношения первоначальной концепции. Первой такой книгой стал сборник детской поэзии ОБЭРИУтов (прим. группа писателей и деятелей культуры, существовавшая в 1927 — начале 1930-х годов в Ленинграде), который мы делали вместе с «Маршаком» (детский книжный магазин) и дизайн-студией ESH.

Потом сделали сборник рассказов в поддержку благотворительной организации «Ночлежка» собрали под одной обложкой рассказы 23 знаменитых современных авторов — от Акунина до Шульман, — и снабдили иллюстрациями замечательной Ольги Флоренской.

Нам очень нравятся оба направления – и фотографическое, и специальное. Ближайшая книга «На небе никого» в каком-то смысле их объединяет — она идет по разряду спецпроектов, но фотография играет в ней важнейшую роль.
Какая ваша целевая аудитория?
(Мария-Анна Гущина)
Хочется верить, что наша аудитория – это люди, которые любят и ценят хорошие книги; люди, которые могут отличить книги, сделанные с любовью и вниманием, от «потоковых» книг, сошедших с конвейера. Из-за того, что издание маленькое, мы действительно очень внимательно работаем с каждой книгой. Конечно, важная часть аудитории – люди, увлекающиеся фотографией. Хотя чтобы оценить книжки по достоинству, совершенно не обязательно любить фотографировать самому, достаточно просто здорового любопытства.
С какими трудностями вы сталкиваетесь?

(Александр Троицкий)
По ходу работы, трудности, с которыми мы сталкивались, менялись. Если сначала это были чисто технические трудности, то затем появились сложности с реализацией книг. Поскольку мы были маленьким независимым издательством, получать деньги обратно от книготорговых структур было очень тяжело. Из-за небольшого оборота про нас всегда забывали, случайно или специально.

Ситуация поменялась, когда появилось больше локальных независимых издателей, появился отдельный рынок, связанный с такой продукцией. Оформились правила на рынке, и книготорговые мастодонты уже не отмахивались от нас. Ситуация улучшилась, но сейчас появились другие сложности — получение иностранных прав на издательство. Поскольку в «Клаудберри» ассортимент на 90 процентов состоит из переведенных книг.
Какие мероприятия, выставки вы организовываете?
(Мария-Анна Гущина)
В самом начале, к презентации новой книги обязательно организовывали сопутствующее мероприятие и «прокатывали» его по городам. Мы показывали фильмы о Роберте Капе и Анри Картье-Брессоне, очень успешным был показ фильма «За кадром» про знаменитого фоторедактора Джона Морриса.

Мы связывались с правообладателями, получали права на безвозмездный показ фильма в рамках образовательной программы, сами переводили и делали русские субтитры – и выпускали в свет.

Один раз благодаря усилиям Французского института к нам приезжал живой автор одной из наших книг – французский писатель, историк и теоретик фотографии, Андре Руйе. Это был замечательный опыт!

Проект — это ваше хобби?

(Мария-Анна Гущина)
Клаудберри очень маленькое издательство. У нас буквально один человек работает фулл-тайм и еще несколько на полставки — корректор и верстальщик приходят под проект, в штате их нет. Это, безусловно, не хобби, но без определенной доли энтузиазма и приверженности проекту, конечно, существовать он бы не смог.
Насколько сейчас тяжело продвигаться и работать?
— Нам всем, безусловно, сейчас нелегко. Повис уже почти подписанный договор – мы перевели одну замечательную книгу, но всё ещё не можем купить права. Сейчас у правообладателя все сделки с российскими издательствами поставлены на паузу.

Новые законы, регламентирующие в том числе книжный мир, приводят в ужас, хотя нас лично почти не касаются. Стоимость печати очень выросла, не во всех типографиях есть нужная бумага. Книжный мир сильно изменился и, к сожалению, еще продолжит меняться. Мы продолжим делать то, что делаем, пока на это есть хоть какие-то силы. Книги – это то, за что можно и нужно держаться в любой ситуации.

читайте также