нулевая (к)мната 2022
«Нам говорили: стихи в принципе никто не берет»: как работает независимое издательство Князев и Мисюк


Текст: Иван Вавилов

Редактор: Анастасия Тихомирова


6 октября 2022

Продолжаем рассказывать о жемчужинах отечественного книгоиздания. На очереди питерцы «Князев и Мисюк», выводящие из забвения старинные полиграфические методы. Как получаются скромные печатные шедевры? Что выпустили на данный момент и что ожидается? Каков был тернистый путь издательства и каковы перспективы его развития в будущем?

Продолжаем рассказывать о жемчужинах отечественного книгоиздания. На очереди питерцы «Князев и Мисюк», выводящие из забвения старинные полиграфические методы. Как получаются скромные печатные шедевры? Что выпустили на данный момент и что ожидается? Каков был тернистый путь издательства и каковы перспективы его развития в будущем?

Независимый издательский проект «Князев и Мисюк» из Санкт-Петербурга, специализируется на современной прозе молодых авторов и произведениях классической литературы. Издательство особое внимание уделяет оформлению и материалам, близкое к книгопечатанию рубежа 19-20 вв. и движению private press. Уже были изданы сборник рассказов Дмитрия Гаричева «Сказки для мертвых детей, повесть Павла Кошелева «Фрукты и фруктики» и всем известные по школьной программе «Повести Белкина» А.С. Пушкина. Как характеризуют издатели собственную деятельность: «Скромно и со вкусом — так, чтобы каждый мог себе позволить читать прекрасно оформленные тексты».
Проект назван в честь его создателей — Руслана Князева и Артёма Мисюка. Руслан отвечает за вёрстку и дизайн, придумывает особое оформление, Артём иллюстратор и создает гравюры. Они познакомились, работая вместе в копицентре, и сошлись на почве общего желания печатать и издавать книги.

Первоначально они существовали под крылом интернет-журнала Stenograme под названием Ouclup, который подразумевал, что существуют некие аутсайдеры, разбросанные вдали от метрополии, которые пишут в стол и у которых нет возможности вписаться в литературную тусовку, заявить о себе. Публиковали в основном стихи. Ребята всеми учились с нуля: Артём познавал искусство рисования , а Руслан осваивал вёрстку.

Но, как это обычно бывает, на первых порах проект испытывал сложности.

«Мы делали брошюрки и пытались сдавать их в магазины, но у тех была претензия к тому, что мы принесли стихи. Нам говорили: стихи в принципе никто не берет, а от ноунеймов — вы вообще в своем уме?» — делится Артём.
В 2017 году Ouclup закрылся, предварительно издав роман «В.Ö.» Марка Заевского. Потом был год простоя и поисков, пока снова не стали поступать предложения, и к осени 2020-го к изданию накопилось 5 книг.
Изначально книги были просто связками тетрадей, для которых под заказ делалась обложка. Первые книги украшали картинками или тиснением. Сейчас книги печатаются в собственный мастерской на переплётном прессе. «Князев и Мисюк» используют более профессиональные ручные техники, а при оформлении обложек применяются техники ксилографии и линогравюры. Первая подразумевает изготовление гравюр путём резьбы по дереву, вторая — по линолеуму. По признанию авторов, осуществляется безотходное производство: «Есть кусок самшита — давайте выпилим из него».

Любовь к столь консервативным подходам объясняется наследованием традиций издательского течения, которого не было в России — private press (прим. редактора private press частное книгоиздание). Оно появилось в конце 19 века благодаря основателю движения «Искусство и ремесла» Уильяму Моррису. Это эстетика допечатных книг, но в печатном виде.

Такие издательства выбирали высококлассную бумагу — веленевую (очень плотную высокосортную бумагу из целлюлозы — прим.ред). Делали кожаный переплет, хотя продавали и в картонаже, причем большую часть. Издавали классические тексты, изысканно оформленные. Моррис хотел, чтобы они были доступны каждому, но цену им назначали такую, что они не были. И это оказывалось в минус издателям коммерческих книг. Тогда доступ к типографским мощностям появился у большого количества людей, как правило коммерсантов, которые бездумно начали печатать книги, любые, лишь бы была прибыль.

Это направление существовало до конца 1930-х годов, существует и сейчас, но не распространено широко. Даже у Вирджинии Вулф была своя private press.
«Мы стараемся подходить к делу так же щепетильно. У нас пока нет мощностей, чтобы печатать всю книгу высокой печатью. Сейчас мы так печатаем обложки. Получается роскошный самиздат»
Разумеется, книгопечатные изыски требуют определённых затрат. В силу небольших бюджетов тиражи книг не превышают сотни экземпляров. Авторы говорят, что в последнее время материалы и печать подорожали в 1,5 раза в сравнении с предыдущей книгой. Нелегко приходится и с дистрибьюцией книжной продукции, несмотря на то, что в Санкт-Петербурге много независимых книжных магазинов и изданий:

«Первые большие деньги, которые мы пустили в издательство, — что-то около пятидесяти тысяч рублей, невероятные, конечно, деньги, — мы получили за курсы по книжному дизайну, которые проводили вместе с Никитой Вознесенским — дизайнером издательства «Коло» и создателем телеграм-канала «Гильдия» о книжном дизайне. Потом продавали книги, издавали новые. Было бы проще, если бы магазины сразу нам деньги отчисляли, потому что кидают через одного. Может, потому что нас можно кидать, мы абсолютно низовая инициатива, такой анархо-капитализм. Но респект «Подписным изданиям» и «Фаланстеру», у них все четко. Сейчас мы последние деньги потратили на Кошелева и надеемся пустить в оборот деньги гранта от «Подписных». Это грант на издание повести «Река Лажа» Дмитрия Гаричева».

Ребята признаются, что проект «Князев и Мисюк», скорее, аутсайдерский и явно привязан к месту текущей дислокации:

«Аутсайдерская стратегия, да. Куда нам вписываться без большого бюджета и прочего? Ясно, что мы можем только ноунеймов издавать. По крайней мере, талантливые дебюты мы можем себе позволить. Мы стараемся, чтобы они были еще и региональными — а то все приходят в Москву, и нас это тревожит. Москва — совсем другая история, там другие бюджеты, там разные издательства, это бездонное место.

А мы в Петербурге, где, с одной стороны, талантливых людей много, потому что все приезжают сюда поступать, и многие оседают. Финансов по сравнению с другими регионами побольше, хотя, конечно, не Москва. И получается пересечение — талантливые люди, какие-никакие бюджеты и творческая тусовка, которой книги могут быть интересны.»

Последней изданной на данный момент книгой являются Пушкинские «Повести Белкина». Она в точности повторяет текст первого издания 1831-го года, сохраняя старую орфографию, пунктуацию и даже опечатки. Оформление выполнено в стиле 1920-х годов: используется фотодекор и футуристический шрифт. По словам издательства, решение издавать классику было принято, поскольку никто не делает её в достойном оформлении, а также на ней можно хорошо заработать.

В планах «Князева и Мисюка» издать упомянутый роман «Река Лажа» Гаричева и книгу поэта и писателя Кирилла Александрова про Южную Америку под названием «Что есть дом». В конце года планируется издание «Отца Сергия» Льва Толстого.


читайте также