Фестивальное искусство по-сибирски: почему стоит посетить Artweek


Текст: Варвара Алешкина

Редактор: Анастасия Тихомирова

Фото взяты из соцсетей проекта


8 сентября 2022

Новосибирск – крупнейший город России. Помимо стратегического значения (через него проходят основные пути на Алтай, Байкал и Дальний Восток), он известен, как один из главных хранителей памятников конструктивизма, один из самых театральных городов в стране, а также является родиной бренда «ШКЯ». Однако Новосибирск стал еще и местом притяжения любителей современного искусства. В «столице Сибири» проходит ежегодный международный фестиваль современного искусства Artweek. Пообщались с одной из организаторов фестиваля Екатериной Вагиной и узнали, как зарождался фестиваль.

Новосибирск – крупнейший город России. Помимо стратегического значения (через него проходят основные пути на Алтай, Байкал и Дальний Восток), он известен, как один из главных хранителей памятников конструктивизма, один из самых театральных городов в стране, а также является родиной бренда «ШКЯ». Однако Новосибирск стал еще и местом притяжения любителей современного искусства. В «столице Сибири» проходит ежегодный международный фестиваль современного искусства Artweek. Пообщались с одной из организаторов фестиваля Екатериной Вагиной и узнали, как зарождался фестиваль.

Зарождение идеи
Первый фестиваль современного сибирского искусства прошел в 2016 году. Тогда это был трехдневный фестиваль Art Weekend, который проходил в пентхаусе одного из жилых комплексов. Потом была серия арт-вечеринок с экспозициями, и только в 2021 году фестиваль разросся и стал таким, каким мы его знаем сейчас.

— «Я занималась организацией летних вечеринок, тогда же познакомилась с Маргаритой Моревой – сейчас она мой главный партнер по фестивалю. В 2016 году она предложила мне организовать выставку. Примерно в то же время другая моя подруга, Анна Голубь, попросила помочь в организации мастер-классов. И у меня возникла идея: почему бы не соединить все эти форматы – выставки, мастер-классы, развлекательные мероприятия – в фестиваль искусств. Раньше наши вечеринки всегда были на улице – и в лесу, и в песчаном карьере, при любой погоде. Хотелось перейти на другой уровень и сделать красивое мероприятие в нью-йоркском стиле. Так и появился наш первый фестиваль. Это был сложный эксперимент: партнеры не понимали, что мы хотим сделать, и практически все отказывали в помощи. Хорошо, что к тому времени у нас было много друзей. Они откликнулись и помогли нам и финансово, и ресурсно».

Ключевой идеей Artweek организаторы называют слияние цифрового и физического миров в рамках единой площадки. Сегодня авторы используют для создания своих работ не только масло и холсты, но и диджитал-технологии нетипичные инструменты.

Популяризация совриска

— «Одна из целей нашей деятельности – популяризация современного искусства. Мы можем проследить, как растет интерес к совриску и к нашему фестивалю по количеству гостей – в этом году оно увеличилось в 2,5 раза. Мы осознаем, что аудитория Новосибирска абсолютно не погружена в контекст совриска, поэтому в нашем фестивале большое место занимает образовательная программа. Мы не только показываем и рассказываем, но и даем попробовать себя в роли художника.

Например, в этом году к нам приезжали коллеги из университета ИТМО. Они проводили лекции, воркшопы, мастер-классы по направлению Art&Science. Так на одной из площадок гости могли овладеть довольно необычной техникой – с помощью специального раствора превратить зеленый лист шпината в прозрачный. Эта площадка была очень популярна у зрителей фестиваля. Поэтому мы чувствуем, что интерес и вовлеченность людей растет».

Опен-колл для всех

Подготовка к Artweek занимает около трех месяцев: в первый прорабатывается концепция, распределяются задачи, составляются планы и презентации, а два последующих реализация. Во всех процессах организации фестиваля участвуют 12-16 человек, но на самом деле его создают намного больше людей. Раньше художников курировала Маргарита Морева. В этом году привлекли сторонних кураторов, каждый из которых отвечал за определенную площадку, исходя из специализации.

Все работы должны отвечать заданной теме фестиваля, которая объявляется заранее, а художники предоставляли работу, исходя из концепции. Посещая Artweek, зрители имеют возможность исследовать арт-объекты и формировать собственный чувственный опыт от увиденного.
— «Фестиваль Artweek – международный. В этом году, по уже сложившейся традиции, в фестивале приняли участие авторы из Франции в коллаборации с русскими художниками. Они представили звуковую инсталляцию. Художница из Китая приняла участие в образовательной части фестиваля. Американский художник Макс Нанис проводил перформанс, в котором человек сорвался с роботом, чтобы выяснить, кто сильнее. В целом география проекта довольно широка: приезжали художники из Казахстана, Узбекистана, Грузии, Украины, Израиля, Аргентины.

До этого года (включительно) участие для художников было бесплатно. Иногда организаторы финансово помогали художникам в реализации их проектов. В дальнейшем бесплатное участие практиковаться не будет».

Фестиваль с размахом

В 2022 году проект Artweek пошел на удвоение – почти 2 недели и сразу на двух площадках. Фестивальные мероприятия длились с 23 апреля по 4 мая в выставочном пространстве производственного объединения «Вега-Абсолют» и в центре культуры и отдыха «Победа».

Темой и символом фестиваля в 2022 году стала «Точка». Практически исключив тщательный отбор работ, кураторы проекта позволили каждому художнику высказаться на ту тему, которую они сами считают сейчас нужной и важной. В результате на опен-колл пришло 170 заявок, из которых в фестивале приняли участие 120 авторов.

Организаторы фестиваля Artweek-2022 разграничили площадки по принципу взаимодействия аудитории с предлагаемым контентом. В экспозиции внутри «Победы» были представлены художественные работ, а на уличной площадке кинотеатра устроены показы видео-арта.
— «В этом году наш бюджет был практически сведен к нулю. Все наши коммерческие финансовые партнеры отказались поддерживать фестиваль в связи с понятными всем причинами. Нам пришлось своими силами справляться с финансовым бременем. Кроме того, за неделю до начала фестиваля мы узнали, что выиграли грант от Российского фонда культуры – часть расходов получилось покрыть из предоставленных средств. Подсчитать точное количество посетителей невозможно, так как были бесплатные мероприятия на улице кинотеатра. Но мы оцениваем, что на Artweek пришло около 4,5 тысяч до 5 тысяч зрителей. Я думаю, такой результат связан с обстановкой. Людям в сложный период хочет объединяться, тянуться к массовым мероприятиям, особенно культурным».

Планы на будущее

— «Мы всегда открыты к сотрудничеству и хотели бы расти в масштабах. Дружественные нам площадки заинтересованы в коллаборациях: уже сейчас мы ведем переговоры с пространствами Санкт-Петербурга и еще в нескольких городов. Они смогут одновременно с нами и на ту же тему делать фестиваль Artweek на своей площадке».

Организаторы планируют провести Artweek этой осенью и весной следующего года. Тема осеннего фестиваля уже определена — «Сказки». Правда, формат планируется несколько сжатым.

читайте также