«Кино_квартирник»: когда ты в Тольятти, а большое кино — нет


Текст: Дарья Муранова

Редактор: Анастасия Тихомирова

Фото предоставлены героем материала


29 ноября 2022

Кино_квартирник в Тольятти — это самоорганизованный камерный проект, который существует более семи лет. Кажется, ничего сложного — ребята показывают фильм и после просмотра ведут обсуждения со зрителями.


На словах такие инициативы всегда выглядят чем-то простым. На деле же, это оборудование, помещение, авторские права, переговоры о них и множество других нюансов, незаметных тем, кто просто приходит получить удовольствие от просмотра. Об этом и поговорили с его ведущим — Алексеем Дыдочкиным.

Кино_квартирник в Тольятти — это самоорганизованный камерный проект, который существует более семи лет. Кажется, ничего сложного — ребята показывают фильм и после просмотра ведут обсуждения со зрителями.


На словах такие инициативы всегда выглядят чем-то простым. На деле же, это оборудование, помещение, авторские права, переговоры о них и множество других нюансов, незаметных тем, кто просто приходит получить удовольствие от просмотра. Об этом и поговорили с его ведущим — Алексеем Дыдочкиным.

Ожидания
— Мы стараемся балансировать на грани, условно, авангарда и зрелищной попсы. Чтобы человек при просмотре ощутил что-то новое. Увидел то, что не встречается в массовом кино, но не чувствовал себя при просмотре недостаточно «умным» для этого фильма. Также и с обсуждением, которое я веду, придерживаясь правила золотой середины между лекцией о кино и узким кружком, где каждый может высказаться.
Начало
— Изначально году в 2015 Дмитрий Чевозеров на базе Отдела Современного Искусства Тольятти создал проект Арт-Коммуна. Это было собрание нескольких творческих кластеров. Туда же входил проект «Кино_квартирник с Татьяной Лещинской».
Татьяна Лещинская — одна из организаторов древнейшего проекта по кино «Колизей», который с 80-ых годов шел в кинотеатрах Тольятти, и был всем для киноманов города. Татьяна стремилась знакомить широкую публику именно с авторским кино. А благодаря своим обширным знаниям в кинематографе, ее лекции и обсуждения после фильма, были невероятно интересными. Сейчас Татьяна Лещинская перебралась в Москву, работает в столичном сетевом издание для представителей сферы кинобизнеса.
Проект «Кино_квартирник с Татьяной Лещинской» действовал семь-восемь месяцев. После одни организаторы разъехались, другие потеряли интерес. Проект лежал без дела. Но вокруг него уже сформировалась тусовка, люди ходить хотели. Я сам был из этой тусовки. И однажды Дима Чевозеров попросил меня провести показ с обсуждением — я провел, мне понравилось.
От точки к точке
— Потом вновь было проседание — где-то полгода проект просто лежал без дела. Я написал Алене Будариной и Марине Кулапиной из АРТ-Коммуны с предложением возродить проект. Когда Татьяна Лещинская будет в городе, то будем ее подключать. Когда нет — показ и обсуждение будем проводить мы.

Каждую неделю мы чередовались с Мариной Кулапиной по проведению обсуждений. Но тут у Отдела Современного Искусства Тольятти сменился состав руководителей. Новые были в нас, как бы, не заинтересованы. Пришлось нам из ОСИ уйти.

Мы стали блуждать от точки к точке. Регулярность сломалась и показы стали хаотичными. Если не находилось помещение или фильм, то показ не устраиваем. Так дошло до того, что у нас за весь год было только три показа. Тогда права главного организатора перешли к Роме.

И пришел Рома
— Сначала Рома помогал нам по дизайну и с техникой еще когда мы проводили Кино_квартирники в «ОСИ» Тольятти. Делал афиши, картинки к постам, подключал аппаратуру на показах. А потом стал приходить уже с предложениями по самой организации. А я ему отвечать: «Давай, конечно, сделаем, а я приду — проведу».

Так началось третье поколение. Сначала Арт-Коммуна в ОСИ, где Лещинская, Чевозеров и Бударина. Потом мы с Мариной Кулапиной, а теперь мы с Ромой.
Алексей Дыдочкин
Лицензия на кино
— Честно, изначально мы просто брали фильмы из Интернета. Но случился инцидент — перед показом позвонил режиссер и спросил, почему мы показываем фильм без разрешения. Мы извинились, фильм сняли.

В целом, стала нарастать тревога у площадок. Вдруг будут проблемы? Они стали отказываться. Я имею ввиду, большие муниципальные и коммерческие площадки. Квартирные галереи и «партизанские» площадки были готовы продолжать.

Здесь на передний план выходит Рома, который узнал, что можно связаться с правообладателем и купить прокат на три показа. Это был фильм польского режиссера Малгожаты Шумовской. Мы в первый раз показали фильм по официальному прокату, о котором сами договорились и оплатили.

Оказалось, что это не сложно. По-крайней мере, не так сложно, как казалось. Можно связаться с правообладателем и даже договориться о бесплатных показах. Особенно, если фильмы документальные и малобюджетные.

Показ фильма «Лицо» в 2018 году — это был первый опыт. Постепенно мы перешли полностью на официальные показы по лицензии. Сейчас, мне кажется, отношение к легальному и нелегальному контенту снова изменилось. В нынешнее сложное время даже официальные кинотеатры перешли на нелегальные показы. История отношения сделала круг: сначала всем было пофиг, потом резко не пофиг, и сейчас снова пофиг.

Идеальная площадка
— Иногда мы выбираем площадку под фильм, иногда наоборот. Мы свободный проект, и ничем, кроме личных ресурсов, не ограничены.

Например, появляется какой-то фильм. Мы отсматриваем его и чувствуем, что он предполагает показ на конкретной площадке. Например, для большого и зрелищного кино хочется, чтобы зал тоже был просторный и с большим экраном. А бывает, что это показ камерного, малобюджетного фильма, который хорошо обсудить в тесном кругу. Тогда мы идем на маленькие площадки квартирных галерей или кафешки.
Идеальный фильм
— Лучший период был, когда мы показывали еще в Отделе Современного Искусства. Потому что у нас была возможность отсматривать огромное количество новых фильмов, которые получили награды, о которых много писали критики и тд. Оценил, дождался качества, скачал — показал. Но это требует много времени. С таким подходом нужно реально смотреть фильмы каждый день. Сейчас такой возможности у нас нет — работа, семья и прочее.

Сейчас репертуар формируется разными факторами. Услышали о каком-то новом фильме, отсмотрели. Или, например, отталкиваемся от события, под которое хочется показать фильм. Даже если картина нам не сильно понравилась, но само событие важно, и хорошо бы о нем поговорить в рамках обсуждения этого фильма.

Например, мы показывали фильм «Земля Кочевников» после того, как он получил Оскар. Фильм специфический, неспешный по динамике. Но сами вопросы, которые он поднимает и то, что такой фильм получил Оскар — важно и интересно обсудить.
Обсуждение
— Поначалу я подходил к обсуждению серьезно. Перед каждым показом готовил мини-лекцию о режиссере, фильме, искал в каждой ленте генеральную идею, чтобы ее донести. Но со временем, я понял, что обсуждение ценно для приходящих на квартирник именно возможностью высказаться самому.

Во время просмотра я собираю, конечно, какие-то мысли о фильме, которые мне хочется озвучить. Высказываю их в начале, чтобы открыть обсуждение и дальше передаю слово людям в зале.

Рома сейчас стремится расширять формат. Например, после показа фильма мы созваниваемся по видеосвязи с режиссером и ведем обсуждение с ним. Если это, например, фестиваль короткометражек о ментальном здоровье Mental Health Film Festival, то приглашаем психологов вести обсуждение.
Бюджет и гранты
— За все семь лет, мы только один раз с показами вышли по бюджету в ноль. Все остальное на личные средства и в минус. Сейчас в основном, Рома вкладывает свои средства. Мы стараемся, конечно, больше делать именно некоммерческие показы.

Я заочно отрицательно отношусь к грантам. Не знаю, мне кажется это странным — у кого-то просить денег, а потом быть подотчетным. Ладно когда тебе лично дают деньги за работу, нанимают. Но здесь ты просишь денег, чтобы сделать что-то бесплатно и за бесплатно. Так еще и под чужие условия. С кучей отчетов потом.

По моим ощущениям, пока ты делаешь бесплатно — это твое. Мы делаем все именно так, как нам приятно и хорошо. Как сами считаем правильным. Это помогает достичь такого эмоционально-терапевтического эффекта. Мне кажется, он всем активистам важен. Все его хотят.

Поэтому, мы с Ромой о грантах и прочем, честно говоря, даже не думали. Есть возможность показать бесплатно — показываем. Есть возможность вложиться и купить проект — покупаем. Проект идет, и это главное.
Кино_квартирник как привычка
— Проект «Кино_квартирник» это, скорее, хобби или даже привычка. Мы выстраиваем наши показы ориентируясь именно на нее. Что-то давно не делали — пора. Или сделали несколько подряд, слишком плотно — устали. Надо сделать перерыв.

Привычка делать квартирник это нечто, что помогает высказаться. Мы сами решаем, что показать, где и какие мысли о фильме высказать в начале обсуждения. Сейчас есть помещения, с которыми мы постоянно сотрудничаем. Рома заказал классную неоновую вывеску в зал «Когда ты в Тольятти, а большое кино — нет». Это наш девиз.

читайте также