«Пускай ваш фестиваль растет и превратится во что-то глобальное»: как организовать мероприятие в небольшом городе


Текст: Данила Князев

Редактор: Анастасия Тихомирова

Фото предоставлены героем материала


8 декабря 2022

Павел Солдатов уже около десяти лет в сфере проведения и продвижения музыкальных мероприятий, работает с разными площадками, артистами и форматами. Поговорили с ним про подготовку музыкальных ивентов, о работе с аудиторией и инструментах контент-маркетинга для продвижения любого культурного события.

Павел Солдатов уже около десяти лет в сфере проведения и продвижения музыкальных мероприятий, работает с разными площадками, артистами и форматами. Поговорили с ним про подготовку музыкальных ивентов, о работе с аудиторией и инструментах контент-маркетинга для продвижения любого культурного события.

Идея
— Все начинается с оригинальной самобытной идеи. Как пример, минималистичный и не затратный ульяновский фестиваль «Вечер тихих звуков» — музыканты играют акустический концерт без подзвучки музыкальных инструментов на открытой, либо на закрытой территории. Фишка в том, что зрители могут максимально сосредоточиться только на музыке, прислушаться к мельчайшим подробностям, уловить какую-то строчку, которую они не могли расслышать, когда было шумно и громко. Затем фестиваль перерос в другой проект под названием «Ночь тихих звуков», где в полной темноте музыканты играли без подзвучки.

Фестивали с оригинальными идеями всероссийского формата — Awaz и «Боль». Организатором их был Степан Казарян, музыкальный промоутер.
Awaz — это эклектичный фестиваль, музыкально-ориентированный. На него приезжали музыканты носители своего национального языка — исполняли песни на татарском и чувашском. Концерты проходили в интересных локациях — кирхе, библиотеке, ночных клубах и на улице.
Фестиваль «Боль» был определенной Меккой для всех андеграундных коллективов со всей России. Многие исполнители, которые выступали там 5-6 лет назад, заняли нишу в русской музыке. Например, группа Shortparis. По мнению многих зарубежных и отечественных критиков на 2019 год, это был один из самых востребованных фестивалей в России.

Команда
— Чтобы сделать фестиваль или концерт подобрать удачную команду. Она не должна состоять из 10-15 человек. Чем больше людей, тем больше шума, тем меньше активности. Достаточно найти хорошего ответственного SMM-щика или человека, который будет, отдельно работать с партнерами или с лайнапом. Если вы никому не доверяете, то на первых этапах можете делать фестиваль в одиночестве.

Я всегда работаю с 2-3 людьми. Те кто помогает мне активно продвижением, те кто помогает мне по факту проведения самого мероприятия. Самый первый мой фестиваль 2009 года я делал один без привлечения каких-то дополнительных командных ресурсов.
Лайнап
— Следующий этап — это составление программы артистов. Здесь можно набрать поп-исполнителей, рэп-исполнителей, выбрать какой-то единый путь. Или же поступить иначе, сделать некий симбиоз, объединив несколько направлений — театр, музыку, кинематограф.

У меня интересный опыт объединения кино и музыки — фестиваль «Экзистенция». Первой площадкой был педагогический университет. Музыканты, приезжающие из других городов, брали короткометражный фильм от 5 до 20 минуты и вживую его озвучивали. Придумывали саундтрек абсолютно оригинальный. Это не была песня, которая была у них в репертуаре. Музыканты реально приезжали издалека на 5 минут, чтобы создать оригинальную музыкальную дорожку.

Если вы хотите собрать огромное количество людей, то можно сделать акцент на хедлайнере или на оригинальной идее. Как примеры удачных кейсов — фестиваль Utopia и Bohemia, которые проходили прошлым и этим летом на базе креативного пространства «Квартал». Это было объединение музыки, театра, выставочных проектов, поэтической части и главное концепция фестиваля отражалась в его названии. На фестивале Bohemia была образовательная часть, где рассказывали что такое богема и откуда пришло это понятие. Художники воплощали утопические идеи на своих холстах. С балкона читали стихи богемных поэтов или собственные произведения в рамках общей темы.

Не должно быть такого разрыва между названием и концепцией. Как назвали корабль, так он должен плыть. Нельзя назвать фестиваль «Андеграунд» и пригласить на него поп-исполнители — это будет противоречить концепции, либо это должны сделать сознательно, стать определенной фишкой для вашего фестиваля.
Финансирование
— Для высокозатратного проекта нужно понять откуда брать деньги. Первый вариант — обратиться к партнерам, найти людей кому будет интересна ваша задумка. Второй вариант, пойти по более рискованному пути — попробовать самоокупиться, сделать так, чтобы стоимость билета и количество продаваемых билетов покрыла все имеющиеся расходы. Для этого нужно составить смету на что пойдут конкретно деньги, детально прописать моменты и перестраховаться.

Если вы купили билеты какому-то артисту, а он не долетел, а вернули только часть денег, или начался дождь и вам нужно было срочно менять площадку и платить аренду больше, чем рассчитывалось. Просчитайте систему рисков так, чтобы хватило денег на проведение мероприятия и всегда была запасная площадка.
Инструменты продвижения
— Это могут быть группа ВКонтакте и Telegram канал, в которых должен быть очень систематически постинг. Ни дня без поста, рассказывающий об участниках, о партнерах, об активностях на фестивале. Если у вас есть музыкальный контент, то стоит рассказывать качественными фотографиями и небольшими видеороликами.

Не стоит писать длинные текстов про участников события. Если это музыкальная группа, обязательно указать жанр или направление, выступления на знаковых фестивалях. Контент должен быть каждый день со ссылками на артистов, партнеров встречи. Обязательно делайте какой-то интерактив с людьми, которые вступили в эту встречу — розыгрыш сертификатов, мерча от групп. Постоянно привлекайте людей на этот фестиваль информацией, что группа выпустила альбом, EP, съездила удачно в тур. Бессмысленно публиковать по 50 постов в день — это очень сильно раздражает. Достаточно публиковать пару записей. Для фестиваля от 200 до 500 человек — этого в принципе вполне хватает.

В афише все должно быть не случайно, а работать на концепцию вашего фестиваля. Например, у фестиваля «Боль» главный символ — это слеза. Не стоит забывать про силу наружной рекламы, главное чтобы она была оригинальная.

К примеру, граффити на асфальте по распространенному маршруту, где тусуется ваша аудитория. Необязательно арендовать какой-то огромный баннер или цифровой экран. Если у вас крутая афиша и находится в нужном месте, то она сыграет свою роль. Обязательно напоминайте людям сколько дней осталось до фестиваля, чтобы слушатели не затягивали с покупкой билетов, а также предупреждайте о поднятии цен.

Я использую ульяновские паблики, которые ориентированы на мой продукт. Предположим, рок-фестиваль. Я прошу тех же самых партнеров «Ночная мэрия», магазин «Туз», «Квартал», «Фонд креативных индустрий» и всех кто делает активности на этом фестивале.
Продажа билетов
— Вы можете использовать печатные и электронные билеты. Привлекайте обязательно промоутеров — люди, которые знают свою тусовку и у них есть свой круг общения. Это дополнительный толчок по рекламе. Будьте полны энтузиазма и оказывайте поддержку промоутерам — пускай они зарабатывают на этих билетах 5 или 10% с продажи, получат проходку или мерч. Эти люди реально привлекут довольно большое количество людей.

У меня был случай когда я перевозил GSPD первый раз. Печатных билетов было продано больше, чем электронных.

День проведения
— На фестивале лучше присутствовать лично. Здесь уже не стоит доверять каким-то помощникам, нужно самому контролировать процессы, чтобы не было никаких там драк и конфликтов. Если у вас фестиваль предполагает огромное количество людей позаботьтесь о безопасности. Охрана и фейс-контроль обязательно на входе. Если знаете, что у вас фестиваль рейв-культуры и будет тотальный замес со слэмом, тогда охрана вам потребуется, будь – то закрытая или открытая площадка.

Не забудьте о фотографах, видеографах. Если вы хотите позвать их бесплатно, то мотивируйте тем, что это будет дополнительный шажок на улучшение их портфолио. Предварительно публикуйте посты, где вы ищите людей, которые готовы поделиться прекрасными контентом с фестиваля.
Мероприятие прошло — что дальше?
— Обязательно соберитесь командой посмотреть, что у вас получилось, какие были провальные моменты. На чем удалось сэкономить? Куда в следующий раз можно перераспределить деньги на маркетинг или на привлечение более известной личности для вашего фестиваля? Соберите отзывы после проведения мероприятия.

Продолжайте вести группу Вконтакте в течение года, заполняйте полезным контентом для данного сообщества, чтобы люди хотя бы раз в неделю, раз в месяц думали и готовились на ваше мероприятие на будущий год.

Пускай ваш фестиваль растет, не останавливается и превратится во что-то глобальное.

читайте также